Сююмбике

Проект Сююмбике посвящен фигуре последней татарской ханши.  В Татарстане, где я родилась, она является национальной героиней. Для меня работа с национальным мифом особенно важна. В Татарстане татарский язык стал необязательным для изучения и в 2022 году всего 1 ученик выбрал экзамен по этому предмету. На данный момент в мире живет 8 миллионов татар, но далеко не все они знают свою культуру, язык и традиции. Выведение традиционных персонажей в художественное поле - моя попытка подсветить это и сделать более видимым.

Сююмбике - одновременно реальный и мифологизированный . Дочь ногайского бия, жена Казанского хана, пленница Касимовского правителя. Нет ни одного ее изображения, место ее захоронения также неизвестно. По легенде она сбросилась с башни, которую построил для неё Иван Грозный во время взятия Казани. 

В проекте создаются украшения из бетона и волос для Сююмбике, которые полностью повторяют национальные украшения татарской знати - хаситэ, яка-чалбары и браслеты. Бетон отсылает к башне, с которой по легенде бросилась Сююмбике и надгробному камню, который так и не был воздвигнут. 

Образ Сююмбике на метафорическом уровне осмысляется в проекте как  образ тени. Юнг утверждал, что тень - это неизвестная темная сторона личности. Согласно Юнгу, тень, будучи инстинктивной и иррациональной, склонна к психологической проекции. Юнг пишет, что если  “фактор создания проекций” (архетип Тени) не выявлен, то тогда тень имеет свободную руку и может реализовать свой объект или вызвать другую ситуацию, характерную для его силы».  Пропуская через себя эту тень, я создала автопортеты, которые представляют собой перформативное проживание разных ипостасей жизни Сююмбике - ханши, жены, вдовы, невесты и пленницы. 

Инсталляция из рентгена, состоящая из листов, соединенных цепочками и подвешенных на волосы,  также отсылает к образу тени. В рентгене тень это усредненное, суммационное изображение всех тканей.  Рисунок на листах созданы при помощи моего тела.